13 октября, 2024

Нужен ли для корпоративного блога штатный «Шеф-блоггер»?

Штатный корпоративный блоггерЭта заметка написана мною по мотивам поста Габриэлы (gabygirlgabs) «Chief Blogger — — Yeah or Neah?» («Главный корпоративный блоггер – «Дайте два!» или «Фтопку!»?»). Это не дословный перевод, а скорее мои размышления над высказанными автором оригинального текста мыслями.

Когда корпоративные блоги только появились, их было мало, они были интригующей многих людей новинкой и о каждом из них говорили с интересом, а то и с восторгом. Теперь, пару лет спустя, страсти поутихли, ситуация стабилизировалась, корпоративных блогов стало достаточно много и заводят их самые разнообразные по роду деятельности и по размеру компании.

Теперь можно среди корпоративных блогов выделить лидеров, которые сильно выбиваются из общего ряда. И эти лидеры способны смешать все карты в, казалось бы, уже стабилизировавшейся ситуации.

Причиной для такого вывода послужил один факт: Почти горьковские «Буревестники» блогосферы – такие, как CocaCola, Marriott и Kodak недавно наняли штатных «Шеф-блоггеров».

Что означает это событие для компаний, которые по-прежнему ведут свои корпоративные блоги без создания такой штатной единицы?
Для лучшего понимания ситуации давайте сначала обратимся к официальным цифрам.

Сегодня (весной 2008 года) лишь 11% компаний, входящих в ТОП-500 по версии Fortune, вообще ведут корпоративные блоги. И только единицы из них завели штатных «Шеф-блоггеров». Пока таких профессионально ведущихся «освобожденными работниками» блогов очень мало. Но все же они заведены крупнейшими корпорациями и, что очень важно, число таких корпоративных блогов неуклонно растет.

По мнению экспертов (в частности, Paul Gillin), сейчас мы вошли в такую фазу, когда с момента появления первых корпоративных блогов прошло достаточно много времени. Люди свыклись с корпоративными блогами, посмотрели на них внимательно, оценили их в работе. И в результате руководители компаний или их подразделений стали понимать, как в принципе можно использовать корпоративные блоги в качестве инструмента бизнеса.

Теперь, когда корпоративный блог перестал быть диковинкой с непонятным функционалом, часто ведущимся по принципу «потому что модно» или «пусть будет, там разберемся, для чего», он неизбежно становится осознанно применяемым в бизнесе инструментом. Теперь, когда понятны подлинные, а не разрекламированные (часто — теми, кто плохо себе представляет реальную ситуацию) возможности корпоративного блога, его можно применять, сообразно конкретной обстановке и решению конкретных проблем.

Корпоративный блог. Направление движенияНаверное, надо признать, что в данный момент для успеха корпоративного блога важно не наличие штатной должности «Шеф-блоггера». Появление такой должности — скоре эволюционный шаг, он не делается, исходя из теоретических представлений о ситуации. К нему надо прийти в реальной жизни и только тогда он будет полезен. Значительно важнее, чем создавать штатные единицы «Шеф-блоггеров» — чтобы компания четко понимала для себя реальные цели создания ею корпоративного блога.

Например, Майкрософт создавал свой корпоративный блог для того, чтобы сделать лицо компании «более человечным» (а на самом деле, с учетом обстановки того периода, — скорее для того, чтобы сделать его «менее бесчеловечным» в глазах людей). А Dell создавал свой корпоративный блог для того, чтобы показать «открытость» компании.

Корпоративный блог должен иметь цельТолько после того, как компания поймет, зачем ей на самом деле нужен корпоративный блог и какие задачи он призван решать, она сможет понять, какого рода работа должна проводиться с ним для достижения поставленной цели. И уже потом, оценив трудозатраты, и необходимый уровень подачи информации, сможет принять решение о нужности или ненужности штатной единицы корпоративного «шеф-блоггера» для корпоративного блога.

При принятии решения о целесообразности введения штатной единицы «шеф-блоггера» нельзя забывать и об уровне допуска корпоративного блоггера к деликатной информации, которая необходима для эффективной защиты интересов компании. Это обстоятельство тоже может быть важным при принятии решения о появлении в компании штатного (а значит, более подконтрольного как секретоноситель) блоггера. Далеко не всю информацию можно отдавать за пределы компании, а без знания нюансов часто невозможно грамотно построить «многоходовку» в подаче информации, и правильно расставить акценты. Блоггер должен понимать реальную обстановку, поскольку, как бы честно он не излагал факты, он все равно обязан выстраивать их в корпоративном блоге в пользу компании.

Не каждой компании нужен «шеф-блоггер». Но каждая компания должна сформулировать для себя, какие задачи она намерена решить с помощью корпоративного блога, и затем создавать корпоративный блог для реализации своих планов.

Евгений Ющук, Екатеринбург

Вот некоторые статьи, отражающие мой и моих коллег опыт и видение по вопросам корпоративных блогов.

Корпоративный блог: взгляд на «теневую сторону Луны». Евгений Ющук, Александр Кузин

Корпоративный блог – «аптечка первой помощи» в кризисной ситуации. Александр Кузин, Евгений Ющук

Корпоративный блог – новый инструмент политических коммуникаций. Александр Кузин, Евгений Ющук