30 апреля, 2024

Поисковики — «Большой Брат»? Или «Кто виноват?» и «Что делать?» на примере Google

Поисковики — «Большой Брат»? Или «Кто виноват?» и «Что делать?» на примере Google

КТО ВИНОВАТ?

На конференции Online Information 2007 в Лондоне Крис Шерман (автор книги «Невидимый Интернет», написанной в соавторстве с Гэри Прайсом) прочитал доклад на тему «Поисковые машины: универсальные проводники знаний или Большой Брат? »

Вот основные тезисы доклада.

Основной тренд сегодня – персонализация.

Гугл сделал персонализацию поисковых результатов включенной по умолчанию для каждого, кто открывает аккаунт в Гугле. То есть, выключить ее в принципе можно, но это придется делать целенаправленно.

Персонализация данных значительно выходит за рамки сервиса по обеспечению поиска в Интернете.. Персонализация основана не только на истории поиска, но на ВСЕЙ ИСТОРИИ использования браузера.

Поиск получается более качественным, когда поисковая машина знает о вас дополнительные сведения – ваши интересы, потребности и варианты, которые вы выбрали из нескольких возможных результатов.

Пользователю предлагается поступиться своей прайвеси ради удобства и комфорта. В принципе, подобный выбор приходится делать достаточно часто. Но тогда возникает главный вопрос: а вы доверяете поисковым машинам в вопросах защиты ваших личных данных?

А можно ли доверять Гуглу? Надо ли вообще беспокоиться о том, что Гугл имеет доступ ко всей истории использования вашего браузера? Гугл не лукавит, когда заявляет, что реально намерен защищать данные пользователя, но не все так однозначно.

В принципе, Гугл не заинтересован в раскрытии персональных данных своих пользователей. «Гугл не раскрывает данные, полученные им от пользователей хотя бы потому, что это позволит конкурентам Гугла лучше конкурировать с Гуглом»

Гугл принимает меры к тому, чтобы персональные ланные своих пользователей сохранять в тайне. Что делает Гугл для обеспечения сохранность:

  • Ограничение доступа в здание
  • Сотрудники получают доступ лишь к тем данным, к которым доступ действительно им необходим.
  • Доступ к логам о запросах требует специального разрешения, которое должно постоянно обновляться.

Однако на самом деле, некоторая информация была доступна офлайн и хранилась НА БУМАЖНЫХ носителях в незакрытом доступе.

Что сохраняет Гугл у себя?

  • IP-адрес
  • Дата и время
  • Запросы
  • Куки

Какие шаги предпринял Гугл по сохранению прайвеси.

Позволяет отключать историю поиска

Логи сервера удаляются через 18-24 месяцев

Сокращается срок хранения куков

Таргетингэто не просто персонализированные результаты поиска. Все чаще поисковые машины используют таргетинг, основанный на онлайновом поведении пользователя. Это позволяет сделать показ рекламы более адресным. Ключевыми в этом контексте являются слияния Google/DoubleClick, Microsoft/Aquantive, Yahoo/Right Media.

Как работает поведенческий таргетинг.

Вы открываете аккаунт в поисковой машине и логинетесь в него.

Ваши поисковые запросы и местонахождение анализируются вместе с персональными данными, которые вы предоставили, заполняя свой «профиль» при создании аккаунта.

Реклама может подаваться вам в соответствии с вашими потребностями и предпочтениями.

Отношение правительств разных стран к вопросу прайвеси

Парадокс? В Европе одни из самых жестких законов по охране персональных данных, и в то же время, закон требует в Европе от провайдеров сохранять данные, включая время, когда люди вышли в Интернет, IP-адреса, электронную почту и VoIP вызовы в течение 6-24 месяцев

Ситуация в Китае

  • 30 тысяч человек мониторят поисковые запросы китайских пользователей Интернета. Туту Крис Шерман для иллюстрации даже привел слайд с названием «Jingjing и Chacha присматривают за вами» на котором изображены полицейские и люди, одетые в китайскую военную форму, что-то рассматривают в мониторах, сидя в большом зале. Для справки: Jingjing и Chacha — рисованные персонажи, которые представляют собой полицейских из подразделения общественной безопасности. Они созданы, чтобы напоминать китайским польбзователям Интернета, что Глобальная Сеть — не место для безобразий и что там есть, кому присматривать за порядком.

Privacy Internet

  • Относительно мягкий фильтр отслеживает запросы, которые могут относиться к попыткам нарушения общественного порядка.

И еще наблюдение.

Вы используете кредитные карты? Компании, которые обслуживают эти платежи, содержат просто огромное количество информации о вас. Они могут продавать ее без вашего согласия.

Прочтите Database Nation by Simpson Garfinkel если хотите по-настоящему испугаться.

И заключение.

— Насколько вы верите, что поисковые машины могут сохранить ваше прайвеси?

— Вы задумались? Потратьте время на прочтение политики конфиденциальности и на понимание того, как работает Интернет.

-И при всем при том помните слова бывшего руководителя компании SUN Scott McNealy:

«У вас нет прайвеси. Прайвеси закончилась»

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Разумеется, лучший способ избежать проблем — следить за тем, что пишешь в Интернете. Существует явление, которое я бы назвал «синдромом фолрумов». Оно заключается в том, что люди, длительное время находящиеся на форуме и привыкшие к общению на нем с друзьями, психологически настроены так, будто они общаются где-то на кухне в кругу хороших знакомых. Такие форумчане просто забывают о том, что общение открыто для всех и что их слова и через пятнадцать лет могут быть извлечены из Интернета и использованы любым способом и с любыми целями. Недаром на конференции Online Information 2007 в Лондоне одна из участниц рассказала, как ее сын нашел в Интернете ее слова от 1991 года и ей «было неудобно перед ним». Более того, даже когда общение идет на закрытом форуме или в подзамочных записях блога, нет никакой гарантии, что информация не станет общедоступной в результате технического сбоя или целенаправленных действий кого-либо из участников общения. А может быть, и из-за изменения политики конфиденциальности поисковых машин. Достаточно вспомнить, сколько скандалов и открытий (не всегда приятных) было у блоггеров, когда Яндекс открыл сервис «Поиск по комментариям в блогах«.

Однако описанное выше, как говорили в свое время, «фильтрование базара» не спасает от технических ухищрений поисковых машин, о которых говорил в своем выступлении Крис Шерман.

Вариант мероприятий, которые доступны каждому пользователю Интернета и к тому же позволяют получить дополнительное качество в работе, воплощен в дополнении к браузеру Mozilla Firefox, который называется CustomizeGoogle

Плагин по улучшению работы с Google для Конкурентной разведки

CustomizeGoogle , подобно остальным дополнениям, скачивается и устанавливается бесплатно. После этого в меню «Инструменты» появляется строка «Настройки CustomizeGoogle». Что можно там настроить.

1. Блокировку Google Analytics

Приведу информацию о Google Analytics так. как она дана на сайте CustomizeGoogle:

Google Analytics (известные также как Urchin) — это сервис Google, который помогает владельцам сайтов анализировать, как посетители используют их сайты. Информация о том, как вы используете конкретные сайты (включая ваш IP-flhtc) может автоматически передаваться и сохраняться Google. Алгоритм исследования Google Analytics основан на куках (cookies).

Сегодня Google Analytics используют более, чем 200 000 сайтов. Вы можете посетить сайт и не знать, что там установлен Google Analytics. В принципе, вы можете увидеть это в исходном коде страницы — там виден скрипт Google Analytics. Google Analytics предупреждает, что он занимается сбором информации говорит о том, что от него можно отписаться. Правда предупреждает и о том, что браузер может в результате работать некорректно. Вряд ли многие вообще дочитывали до этого раздела в условиях использования этого сервиса, если вообще читали его («You may refuse the use of cookies by selecting the appropriate settings on your browser, however please note that if you do this you may not be able to use the full functionality of the website.» Google Analytics Terms of Service )

Google Analytics code

Вы можете отписаться от посещения Google Analytics, сделав настройки в браузере, но это задача не така простая. Можно также настроить плагины для Mozilla Firefox, которые борются с рекламой, однако это тоже требует определенных действий.Однако Google Analytics немного недоговаривают. Дело в том, что куки Google Analytics — это не куки третьсей стороны. Это куки ПЕРВОЙ стороны. Firefox должен в результате блокировать ВСЕ куки на ВСЕХ доменах, которые используют Google Analytics. Настроить для этого браузер штатными средствами проблематично. А CustomizeGoogle как раз позволяет заблокировать Google Analytics в принципе, независимо от того, на каком сайте они находятся.

Чтобы это сделать, надо пройти по цепочке в Mozilla Firefox: Инструменты -> Настройки CustomizeGoogle -> Приватность (Tools -> CustomizeGoogle Options... -> Privacy)

CustomizeGoogle для Бизнес-разведки

Использование этого параметра делает вас более анонимным. Конечно, вы все равно остаетесь залогиненными в Google, но Google будет уже сложнее отследить все сайты, которые вы посетили.

ВАЖНО: Отследить ваши визиты при включенной опции не посылать куки Google Analytics по-прежнему можно в случае, если на сайте установлен рекламный модуль Google AdSense, поскольку этот сервис использует другие — свои собственные — куки.

Кроме описанных преимуществ по безопасности, CustomizeGoogle дает ряд серьезных дополнительных преимуществ, повышая комфорт использования поисковых возможностей в Google.

Подсказка слов по мере набора их в поисковой строке (это помогает правильнее составить запрос, особенно при поиске новой информации)

Позволяет перейти к поиску в других поисковых машинвах (в результатах поиска появляется строка «Попробовать искать на Яndex, Yahoo, Rambler, Ask, AllTheWeb, Live, Lycos, Altavista«)

Переход к Архиву Интернета для этого сайта

Возможность сохранить сайт в закладках браузера или в сервисе закладок

«Бесконечная» страница с результатами поиска, не требующая переходить к следующей странице.

Возможность связываться с «Документами Google» по защищенному протоколу (хотя с точки зрения конфиденциальности пользование подобюными инструментами Google вряд ли вообще целесообразно)

Остальные дополнения к Mozilla Firefox, которые рекомендованы специалистами, с точки зрения безопасности, рекомендую посмотреть на странице Дополнения к браузеру Mozilla Firefox и некоторые программы, делающие работу специалиста конкурентной разведки более безопасной

Евгений Ющук,
28.12.2007

Рекомендую материалы по конкурентной разведке:

Статья “Google без секретов” (как искать в Гугле)

 

Боевой блоггинг — инструмент конкурентной разведки. Ющук Евгений Леонидович

Статья «Кадровая дилемма в конкурентной разведке: «Маркетологи» или «Безопасники»

 

На главную страницу сайта Ющук Евгений Леонидович. “Конкурентная разведка”

Ющук Евгений Леонидович. “Невидимый Интернет”

Открытый мастер-класс Ющук Евгения Леонидовича по противодействию информационному нападению в Интернете

 

Пример разработки объекта по открытым источникам методами конкурентной разведки в информационной войне и доведения своей точки зрения до общественности


Пример создания “сайта-аккумулятора” для целей противодействия черному пиару в информационной войне