22 апреля, 2021

Визуальные поисковики

Я не могу сказать, что мне сильно нравятся визуальные поисковики. На мой взгляд, они на сегодняшний день скорее игрушк, нежели инструмент, пригодные для нормальной работы. Исключениея составляет, на мой взгляд, Quintura, но она пока не готова заменить собой существующие поисковые машины.

Однако настолько много в нашей жизни технических новинок за последние пару десятилетий проделало путь от игрушек до серьезных профессиональных продуктов, что я бы советовал присмотреться к визуальным поисковикам повнимательнее.

Ниже приведен хороший, по моему мнению, обзор визуальных поисковых машин.

С уважением,

Ющук Евгений Леонидович

Визуальные поисковики и женская интуиция

Источник

Набили оскомину уже все эти Яндексы, Гуглы, их вечная борьба и периодические косяки. Надоели, хуже горькой редьки! А вот есть поисковики, где глаз отдыхает. Визуальные поисковики.Ну, про глаз отдыхает – это шутка. На самом деле и глаз, и мозг напряжены до предела. Потому что разгадать каждый экземпляр, и чего там пытались разработчики донести до широкой общественности – не очень тяжкий, но труд. Сим трудом я и позанималась на досуге.Для начала: под визуальным поиском понимают две разные вещи, между которыми нужно провести грань. А то часто их мешают, путаница выходит. В одном значении визуальный поиск – это поиск по картинкам, visual image search. Тоже интересная тема для разговора, тем более что не Google Images единым жив поиск по картинкам. Существуют довольно интересные решения. Но об этом позже.

А на данный момент я хочу поговорить именно о визуальных поисковиках – visual search engines. О тех поисковиках, которые дают «альтернативный поисковый интерфейс» и нелинейное представление данных.

Чаще всего визуальные поисковые машины состоят из двух областей – поля запроса, где осуществляется визуальное представление данных, и поля выдачи – список сайтов, релевантных (или нерелевантных) запросу. Но не без исключений, конечно же.

Как-то категоризировать такие поисковики сложно, потому что в этом вопросе многое зависит от фантазии, а она плохо в рамки умещается. Именно поэтому такие поисковые системы находятся в вечной стадии “бета”. Что, впрочем, нормально, потому как нет пределов совершенству.

Чаще всего данные в таких поисковиках имеют свою особую иерархию. Во многих поисковиках появляются некоторые ассоциативные понятия, синонимы наших поисковых запросов. Которые, в свою очередь, раскрывают свои ассоциативные ряды, и по этим схожим понятиям можно скакать до умопомрачения, просвещаться и расширять свои горизонты, при желании вернувшись в «исходное положение». Естественно, что такие поисковые системы подразумевают под собой некоторые зачатки семантических отношений между ссылками. Но это все сложно. Я эту тему раскрывать не возьмусь.

Кроме того, поскольку разработчики визуальных поисковых систем очень заняты визуальными аспектами интерфейса, они не любят самостоятельно заниматься “базовой” выдачей результатов — обычно она основана на все тех же Гуглях, Яндексах и Яхах, никуда от них не деться…

Quintura (search.quintura.ru)

C чего еще начать, как не с нее, родимой — флагмана визуальных поисковиков. О ней сказано уже немало, поэтому просто закрепим материал.

Вводя слово в строку запроса, получаем облако схожих понятий или ассоциаций. Наведя курсор на любое из родственных слов, получаем свое облачко слов. Тем не менее, все эти облачка так или иначе связаны с нашим ключевым словом, потому далеко уйти от главного предмета обсуждений не получится. Что, впрочем, плюс, потому как поисковая система призвана нам, непутевым, чего-нибудь объяснять, а не запутать еще больше. Но это еще совершенно не значит, что с “Квинтурой” нельзя поиграться. Наоборот. Еще как можно. Как с обычными страницами, так и с поиском картинок.

Сами результаты поиска (Яндекс.XML), конечно, не самым лучшим образом реализованы. Маленькое окошко, где видно всего три результата, само расставляет акценты: “Квинтура” прежде всего — визуальная система, а потом уж поисковая. Впрочем, другое расположение блоков (вертикальное, а не горизонтальное) наблюдается на Quintura.com. Однако там имеются косяки с визуальным облаком – многие слова просто сбиты в кучу, ну и вообще в нашей “Квинтуре” покрасивше будет.

KartOO (www.kartoo.com)

Очень приятная глазу метапоисковая система. Kartoo пытается в общих чертах изобразить связи между объектами – результатами поиска, и рисует своеобразную карту этих отношений. Более того, некоторые говорят даже о том, что Kartoo — это такой мини-вариант “карты Веба”. Ну это, может, и слишком, но некоторые попытки визуализировать не просто результаты поиска, а внутренности Интернета — налицо.

В принципе, управление поиском (это термин, который сюда как нельзя лучше подходит) сделано интуитивно понятно: где-то через 10 минут уже вполне разбираешься во всем. Но у меня такое ощущение, что это лишь верхушка айсберга. К тому же это еще и кластеризированный метапоиск, что, на мой взгляд, очень удобно, и результаты выдачи очень неплохие. А еще этот поиск можно устанавливать у себя на сайте. Впечатления самые приятные.

Ujiko (www.ujiko.com)

«Дочерний» поисковик Kartoo. Располагая сайты по кругу и группируя их в общие небольшие темки (которые обозначены разноцветными словами и кирпичиками внутри круга), ujiko отказывается от привычного нам критерия релевантности сайтов запросу. При наведении курсора на сайт, в центре появляется (ну, если появляется) его thumbnail. А если поводить мышкой по кирпичикам или словам, подсвечиваются результаты поиска, относящиеся к этой теме. По ним можно путешествовать – тыкая на квадратики, попадаешь на новый уровень поиска (своеобразная «крошка» появляется в строке запроса). Есть и социальный элемент – можно браковать ненужные или отмечать понравившиеся сайты.

В общем, игрушка. Может втянуть по самые уши, особенно учитывая то, что чем больше ты там появляешься, тем больше фич тебе дают опробовать – и поиск по картинкам, и по видео, новости, энциклопедия, даже скины поменять можно. Разобраться легко, хоть и достаточно сложно объяснить словами. Правда, с кириллицей проблемы. Но этого пока и следует ожидать. Работает на основе Yahoo!

Mnemo (www.mnemo.org)

Так как продуктик под эгидой Yahoo!, то и основан на его поиске. Собственно, когда вбиваешь в строку запроса слово, выдаются результаты поиска по Yahoo! О чем там весьма открыто и говорится — закладочка yahoo выделяется визуально. Можно еще результаты и по Flickr с Youtube искать, это уж как вам захочется. С кириллицей – сюрприз! – проблемы. Ну да ладно. Чего же такого интересно-визуального присутствует в данном продукте поисковой мысли?

Для начала хотя бы то, что полчаса ковыряния в нем мне совершенно ничего не дали. Например, непонятно, с какой это стати у меня вдруг появляется куча слов, и еще всегда разных? По какому такому принципу? К тому же они еще и шевелятся! Или меня стала подводить моя женская интуиция?… Ладно, обратимся за помощью. Оказывается, что Mnemo, видите ли, предлагает нам “интерактивный поисковый процесс”. Пользователи могут совершенствовать свои поисковые запросы путем уточнения или корректировки поисковых параметров прямо на лету. На этом “лету” Mnemo предлагает потратить побольше своего драгоценного пользовательского времени на то, чтобы поковыряться в тэгах, синонимах или переводах.

Можно выстраивать свою иерархическую цепочку слов, в зависимости от которой меняются результаты. Слова можно удалять — и результаты снова меняются. Я вот только не поняла, а результаты Flickr показываются относительно чего? Потому что, судя по обилию карандашей на картинках в выдаче, я должна была искать как минимум карандашный завод.

WebBrain (www.webbrain.com)

Интересный иерархический визуальный поисковик. Отличительная приятная особенность – проблем с русским нет. Можно даже не пришлось вбивать свой запрос, а обойтись тем, что предлагает WebBrain прямо со старта. Такой интересный и удобный инструмент для брожения по Вебу. Выбираем, к примеру, World, доматываем до колонки, где находится Russian — и там уже бредем, куда душенька пожелает. По сути своей это один большой каталог. Да и сайтов в индексе, мягко говоря, немного. Но, надо отдать должное, перебираться по категориям легко и вполне понятно (аллилуйя, интуиция!). Конечно, интерфейсег подкачал: видно не более пяти результатов поиска. Но в данном конкретном случае – это плюс, потому что их редко когда бывает больше пяти. В целом – приятный поисковичок.

Kwmap (www.kwmap.net)

Достаточно простая схема визуализации данных: пересечение двух плоскостей результатов поиска в одной точке, которой символизируется наш запрос. Одна плоскость (одна из полос, вдоль которой располагаются узелки схожих понятий) – включает в себя понятия, содержащие ключевое слово, другая – лишь схожие понятия, не включающие в себя слово запроса. Естественно, путешествовать можно и дальше по узелкам. Ключевые слова идут также и списком, хотя, по моему, схему понять достаточно легко.

Сайты в выдаче расположены все на одной странице, а ссылки у них заскриптованы.

В принципе, Kwmap интересен, причем только своими этими полосочками, пересечением плоскостей. Правда, их пока только две, да и над этими еще работать и работать, потому как не все свои обязанности они выполняют (это про то, что на самом деле ключевое слово может встречаться во всех узелках в обеих плоскостях). Но интересно. С кириллицей проблем вроде нет, но никаких ассоциаций у поисковика русские буквочки не вызывают.

Casual (nualart.com/casual)

Неиерархический поисковик, о чем он сам гордо и говорит в приветствии. Вроде как и интересный поисковичок, но при пользовании сразу в голове возникает картина, как солдат чистит картошку. Квадратиком так.

Как таковых сайтов там не представлено. Это, скорее поиск определения – творческий тандем NualArt и Wikipedia. Ну и еще Гугл там присутствует, предоставляя свои картиночки.

Результаты поиска имеют некое семантическое содержимое. По сути, это лишь привычные связи с другими объектами и определение объекта в Википедии. Порой там еще картиночки появляются, но, честное слово, лучше бы их не было. Потому что постоянное мельтешение неизвестно чего (а разглядеть что это из-за мельтешения почти невозможно) жутко раздражает. И если бы не эта статья, я бы немедленно закрыла бы это окошко. Как говорит сам Casual, визуализация произведена таким образом, чтобы постебаться над людьми, над тем, как они ищут, находят и получают знания и информацию. Ну да, шутка смешная, конечно.

На самом деле я считаю, что в этом поисковике есть весьма неплохой потенциал, но вот это вот… вот этот юмор их… вкупе с репродукциями… мне не сильно понятен.

Pagebull (www.pagebull.com)

Хороший поисковичок. Простой как валенок, но от этого весьма себе очаровательный. Без всяческих неопознанных летающих, мигающих и ускользающих объектов. Вводим поисковый запрос, выбираем слово, выбираем формат представления картинок на странице (тот что по умолчанию, имхо, самый удобный), жмем Search. В выдаче появляются картинки – скриншоты сайтов. Вполне удобно. Без наворотов. В левом нижнем углу каждой картинки имеются две иконочки: лупа для еще большей превьюшки страницы и вопросик для выведения информации о странице и ее сохранения через сервисы социальных закладок. Единственное, что не совсем ясно – на чьем поиске основан поисковик. На сайте об этом ничего не сказано, равно как и о собственном поисковом алгоритме. Хотя выдача неплохая. И вообще мило.

Snap (www.snap.com)

Примерно из этой же оперы и Snap. Поисковик уже очень и очень популярный. Впрочем, мусора в выдаче (поиск в основном реализован на Ask.com) достаточно, но плагин для сайтов (при наведении на ссылку во всплывающем окошке появляется превьюшка страницы, как у меня здесь в блоге) свое дело сделал однозначно. Но по моему скромному мнению, у Pagebull выдача интереснее и гораздо легче. А в snap-овских ссылках вполне можно запутаться сначала.

Vizzy (www.vizzy.ru)

Интересная российская задумка. Поиск стырен у Гугла, но это только в плюс. Честно говоря, описать сей ресурс довольно проблематично. В частности потому, что никакие флеш-плееры его не берут и результатов поиска не видно! Ну или по крайней мере дождаться их загрузки просто нереально. Видимо, сервис вернулся в стадию “очень-альфа”. Но подход к визуализации выдачи очень прикольный. Словно летишь в космосе, а на тебя движутся звездочки. Только такими звездочками являются поисковые результаты — и их существенно меньше, чем небесных тел.

mb3dengine (www.mb3dengine.com)

Нечто, отдаленно напоминающее Vizzy. Но весьма самодостаточный визуальный 3D-поисковик для сервиса закладок Digg.com. Система извлекает RSS-фид главной страницы Дигга. Все три измерения значимы: ось X отвечает за количество «закопов» новости, ось Y — за дату публикации и ось Z – за количество комментариев. Таким образом, выбрав какую-то ось, можно сортировать данные нужным способом.

Но, честно говоря, проблема с навигацией налицо. Во-первых, к этому просто надо привыкнуть, потому что сначала управлять спиралькой этой весьма сложно. Во-вторых, она уплывает. Отвлекся на что-то другое, приходишь обратно – экран девственно чист. Только курсор. Но чего с ним делать – тайна за семью печатями. Иногда получается вернуть спиральку на место, но раз на раз не приходится. Легче обновить страницу. Честно говоря, намучилась я с ним.

Здесь же можно прочитать анонс новости и ее «закопать». Но вот перейти по ссылке, чтобы прочитать новость целиком, вы не сможете. Ссылки-то нет.

В общем, не знаю уж, какой скрытый смысл имеет данный поисковик. Но я лично не рискну не то, что пользоваться им, а даже заходить еще раз на эту страничку, мне и так хватает душевных травм!

Собственно, это все, что мне известно о визуальных поисковиках. Ах да, напоследок еще один, специально для мужчин — Ms.Dewey.

 

Эта статья на Вебпланете